Обзор платформы для оценки качества образования «ABBYY Мониторинг»
Компания ABBYY понимает, что важным этапом любого учебного процесса является контроль знаний, навыков и умений. Поэтому она и разработала технологическую интернет-платформу — «ABBYY Мониторинг», которая поможет школам, центрам оценки качества образования и профильным ведомствам автоматизировать проведение педагогических тестов и получать объективные сведения об уровне знаний учащихся.
«ABBYY Мониторинг» представляет собой онлайновый сервис, функционирующий на базе облачной платформы Microsoft Azure. Новинка позволяет автоматизировать процесс проведения массовых проверок знаний учащихся на всех этапах — от подготовки педагогических текстов и распечатки бланков, до сканирования заполненных учениками работ и формирования аналитических отчётов. Данную систему можно использовать для оценки качества образования на уровне школы, освобождая преподавателей от рутинной работы и повышает эффективность экзаменационных процессов, сокращает вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором. Также ход мониторинговых работ может централизованно контролироваться региональными центрами обработки информации (РЦОИ), сотрудниками министерств образования, центрами контроля качества образования и прочими заинтересованными ведомствами.
Ранее сотрудникам центров контроля качества образования и учителям приходилось вручную готовить и проверять работы, выгружать результаты и анализировать полученные данные для составления отчётов. Помимо того, тестовые материалы необходимо было доставлять из центра в школу и обратно, что занимало порой месяцы ожидания результатов мониторинга. С помощью «ABBYY Мониторинг» процессы печати, сканирования, верификации бланков и аналитики результатов тестов можно осуществлять прямо в школе. Для этого достаточно будет одного подключённого к Интернету компьютера с ОС Windows 7 и выше, принтера и сканера (или многофункционального устройства). Для работы с системой может быть использован любой современный браузер с установленным на компьютере приложением для печати материалов и сканирования бланков «ABBYY Мониторинг Клиент».
Использование текущих инструментов проведения массовых мониторингов затратно и трудоёмко. Решение — «ABBYY Мониторинг»
Работа с платформой «ABBYY Мониторинг» осуществляется в пять этапов.
Этапы работы платформы «ABBYY Мониторинг»
Первый этап — планирование мониторинговых работ. Сотрудник центра контроля качества образования загружает контрольно-измерительные материалы и назначает регламент проведения контрольных работ: указывает сроки их проведения, выбирает школы и формирует список участников. Принимать участие в экзаменационных мероприятиях могут как все школы региона, так и отдельные образовательные учреждения, которые ранее «засветились» с какой-то проблемой.
Этап 1. Создание мониторинговой работы
Второй этап — проведение тестовых заданий. Учитель отправляет на принтер выбранные задания, раздаёт школьникам распечатанные бланки и дожидается выполнения мониторинговой работы учащимися.
Третий этап — обработка данных. Заполненные детьми работы сканируются, пересылаются на сервер и автоматически распознаются при помощи технологий ABBYY.
Этапы 2-3. Проведение диагностической работы и обработка результатов
Четвёртый этап — оценивание данных. Платформой производится автоматизированная проверка кратких ответов детей и тестов с выбором ответов. Задания с развёрнутыми ответами проверяются и оцениваются учителями или специально назначенными экспертами региона, для удобства которых предусмотрена возможность обработки развёрнутых ответов как на компьютере, так и на мобильных устройствах. С целью получения объективных и взвешенных оценок доступна возможность перекрёстной проверки контрольных работ.
Этап 4. Проверка результатов
Пятый этап — автоматическая генерация аналитических отчётов по результатам проведения мониторингового исследования.
Этап 5. Получение аналитических отчётов
После проведения диагностических работ сформированные системой «ABBYY Мониторинг» аналитические отчёты становятся сразу доступны образовательной организации, муниципалитету, региону или федеральному ведомству. Учителя и сотрудники центров контроля качества образования могут просматривать подробные результаты по отдельным школам, предметам, а также темам, навыкам и умениям учеников. Сводные аналитические отчёты позволяют получить самую полную информацию о качестве образования с учётом видов, типов и расположения учебных заведений, количества учеников в классе, квалификации и стажа учителей и т. д. Это даёт возможность объективно принимать управленческие решения, корректировать образовательные программы и регулировать уровень инвестиций в образовательные учреждения.
Важной особенностью платформы «ABBYY Мониторинг» является обезличенность персональных данных: в системе нет фамилий и имён детей — каждый ребёнок представлен под неким идентификационным кодом, который знает только учитель. Для специалистов муниципального и регионального уровней эта персональная информация не нужна, а учителя при выявлении пробелов в усвоении материала конкретными учениками могут организовать индивидуальную работу с ними.
Преимущества использования платформы «ABBYY Мониторинг» — она позволяет составить наиболее полную картину качества образования: для ученика и его родителей, учителя, муниципальных и региональных специалистов.
Преимущества использования платформы
Платформа «ABBYY Мониторинг» прошла успешную апробацию в ряде регионов России, продемонстрировала свою практическую и экономическую эффективность. Самый масштабный проект по внедрению системы оценки качества образования был реализован в школах Республики Татарстан.
Александр Григорьев ЦСО "Крокус"