Профилактика, диагностика и ремонт копировального аппарата
Всем известно, что качественное сервисное обслуживание, диагностика и ремонт копировальных аппаратов позволяет поддерживать его в постоянной работоспособности и существенно увеличить его ресурс. Как правило, работы по сервисному обслуживанию проводятся в соответствии с требованиями «Руководства по техническому обслуживанию» фирмы изготовителя. Установлены следующие сроки профилактики: месячные, трехмесячные, полугодовые и годовые.
Комплекс профилактических мероприятий, проводимых при ежемесячном обслуживании копировального аппарата, предполагает следующие этапы:
1. Внешний осмотр аппарата и проверка его функционирования во всех режимах.
2. Чистка, смазка, подстройка (аппаратная или программная) узлов и механизмов:
- блока светочувствительного барабана (СБ);
- блока проявки изображения;
- блока очистки СБ;
- блока отделения и переноса изображения;
- блока закрепления изображения;
- блока подачи бумаги копий;
- блока оптики;
- блока электропривода;
- узла оборота копии (при наличии в копировальном аппарате);
- автоподатчика документов (при наличии в копировальном аппарате);
- автосортировщика копий (при наличии в копировальном аппарате).
3. Выявление расходных материалов, узлов и деталей, выработавших рабочий ресурс или вышедших из строя.
4. Очистка емкостей с отработанным тонером.
5. Замена расходных материалов, узлов и деталей, выработавших рабочий ресурс или
вышедших из строя.
6. Настройка всех параметров, влияющих на качество функционирования аппарата.
7. Проверка функционирования копировального аппарата во всех режимах работы.
Необходимо отметить, что выполнение пользователем этапов 2, 3 и 6 затруднено по следующим причинам:
- из-за отсутствия карты профилактического осмотра из «Руководства по техническому обслуживанию» копировального аппарата;
- программно-аппаратная настройка копировального аппарата, способы диагностики неисправности и методики ремонта и разборки копировального аппарата также изложены только в «Руководстве по эксплуатации», вследствие чего пользователь вынужден полагаться только на свой опыт.
Устройство обычно работает в напряженном режиме, вырабатывая большое число копий ежедневно, и при отсутствии качественной профилактики оно раньше вырабатывает ресурс своих узлов и деталей, что влечет естественные отказы аппарата.
Отказ может быть вызван не только отсутствием профилактики, но и ошибками пользователя. Типичные ошибки пользователя:
- установка некачественного светочувствительного барабана, который имеет малый ресурс;
- засыпка в картридж тонера не той марки и фирмы-изготовителя, в результате чего качество копирования резко ухудшается, и этот тонер необходимо извлекать обратно из бункера;
- или по ошибке пользователь вместо отработанного тонера высыпает носитель (девелопер), без которого, естественно, оборудование не работает;
- замена вышедшего из строя оптоэлектронного датчика датчиком другой фирмы-изготовителя с другими техническими параметрами, в результате чего копировальный аппарат начинает «зависать» и сбоить;
- неквалифицированное извлечение из копировального аппарата застрявшей бумаги, в результате чего рвется термопленка закрепляющего блока, выходят из строя термовалы или резиновые валы подачи бумаги;
- неквалифицированное программирование, проверка или регулировка входных и выходных элементов и блоков, изменение режимов работы копировального аппарата;
- отсутствие источника бесперебойного электропитания и слабая защита источника питания копировального аппарата от бросков напряжения и тока;
- попадание скрепок в тракт продвижения бумаги;
Этот перечень ошибок можно было бы еще продолжить. И если бы пользователь четко знал, чего он не должен делать, срок службы дорогостоящих копировальных аппаратов, значительно увеличился бы.
Александр Григорьев ЦСО "Крокус"