Соцсети в ближайшем будущем!
Что происходит с соцсетями? Возможно, скоро мы совсем перестанем узнавать ресурсы к которым привыкли. «ВКонтакте» ищет новый способ оценки качества постов, Instagram намеревается отказаться от лайков и борется с фейковыми новостями, а YouTube округляет количество подписчиков.
Лайки не нужны. Это лишнее давление. Лайки принято считать показателем качества поста и авторитета пользователя. Ресурсы хотят, чтобы лайки и подписчики не были показателем качества. Из-за малого числа отметок «Нравится» контент могут не смотреть. Сервисы хотят это исправить.
Instagram уже в начале этого года начал тестировать сокрытие лайков, данная функция активна в нескольких странах, хотя и работает некорректно — пользователь может видеть количество «Нравится» у себя и не видит на других аккаунтах.
Instagram хочет снять с пользователей лишнее давление им не нравится, что лайкам пользователи уделяют много внимания. «Мы не хотим, чтобы Instagram казался соревнованием», — сказал глава компании Адам Моссери на конференции F8.
Топ-менеджеры других площадок тоже поддерживают своих коллег из Instagram по этому вопросу. «Разрабатывай я сервис с самого начала, я бы не акцентировал внимание на количестве подписчиков и лайках. Думаю, я бы даже не создавал отметку 'Мне нравится'», — сказал основатель Twitter Джек Дорси на конференции TED в июне.
Видеохостинг YouTube скорректировал отображение подписчиков — их точное число видно только на канале, в других случаях показатель округляется. Они не комментировали ситуацию с отображением различных цифр, но в конце прошлого года задумывались об отказе от кнопки дизлайка. Директор площадки по управлению интернет-проектами Том Леунг, говоря о ситуации, не сказал ни слова о негативном влиянии этого показателя на людей, причина чисто техническая — дизлайки могут накручивать для занижения рейтингов канала.
«ВКонтакте» тестирует разные варианты отображения кнопок под публикациями в пользовательской ленте. Один из них — вид без счетчиков лайков и репостов.
«Отношение к лайкам за годы изменилось. Раньше они были про коммуникацию между автором и читателем, но со временем их стали воспринимать как мерило качества контента. В рамках эксперимента мы хотим проверить, как изменения повлияют на вовлечение пользователей», — говорит директор по росту и исследованиям соцсети Андрей Законов. Откажется ли ресурс от отметки «Нравится» и показателя количества репостов, неизвестно.
Но вслед за этим идет другая проблема — иного способа оценить качество контента и популярность его создателя пока не существует. Поэтому ни кто не скажет как будут платить за рекламу и что будет дальше?
Авторские права: хочешь цитировать, бери лицензию
Если Евросоюз примет «Директивы об авторских правах», блокировка контента пользователей из-за цитирования станет полностью законной. Но у введения закона много противников, например, заместитель министра иностранных дел Польши Конрад Шиманский. Политик сказал, что эта система может привести к принятию правил, аналогичных превентивной цензуре, а она запрещена в Конституции Польши и в договорах ЕС.
Законопроект уже принят Европарламентом и Советом Европы. На практике это будет делаться так: чтобы распространять контент с копирайтом, нужно покупать лицензию у правообладателя. Компания может дать лицензию одним блогерам и отказать другим, по своему желанию. Тот, чей контент ей нравится, сможет свободно говорить о компании, тот, чей контент не нравится, подпадет под ограничения.
Например, из-за этого закона контент может измениться до неузнаваемости — могут исчезнуть мемы. Правда, Европарламент уточняет, что мемы станут исключением и смогут распространяться без лицензии.
Фейковые новости: информации слишком много, и не вся она достоверна
Это большая проблема соцсетей! Facebook начал борьбу с фейковыми новостями в 2015 году. Но проблема особенно сильно напомнила о себе во время последних президентских выборов в США. Соцсеть Марка Цукерберга обвинили в том, что, продвигая фейковые новости, она помогла Дональду Трампу победить. Одной из претензий было распространение ложной информации. Цукерберг говорил, что обвинять ресурс в этом — безумие, тем не менее, под давлением он признал вину.
Сейчас под ссылкой на сторонний сайт Facebook указывает информацию о ресурсе. Нажмите «Об этом сайте», чтобы узнать что это за сайт и какая у него информационная повестка. Пользователи могут пожаловаться на пост за распространение недостоверной информации, после чего ее проверяют независимые эксперты, сертифицированные Международной сетью факт-чекинга (International Fact-checking Network).
Instagram в августе 2019 года предоставил пользователям возможность сообщать модераторам о сомнительном контенте, после чего специалисты его изучат и примут соответствующее решение.
«Мы вкладываем большие деньги, чтобы ограничить распространение сомнительной информации в наших приложениях», — говорит представитель соцсети Стефани Отуэй. В ближайшем будущем, на ресурсе появятся и другие инструменты для борьбы с фейковыми новостями. В частности, за достоверностью информации будет следить искусственный интеллект.
WhatsApp — борется с фейковыми новостями несколько иным способом. Мессенджер пользуется популярностью в Индии, в стране участились случаи линчевания людей из-за распространения неподтвержденной информации в переписке.
Что будет дальше?
Соцсети хотят отказаться от прежних показателей качества, ведь действительно лайки и количество подписчиков устарели. Чтобы открытые ресурсы полноценно функционировали после смены приоритетов, остается понять, какие показатели должны прийти на смену лайкам.
Борьба с фейковыми новостями и авторскими правами — попытка отрегулировать пока что слабо контролируемый пользовательский контент. Эти истории гораздо запутаннее, как и любые, в которые вмешиваются государства. Они нуждаются в более детальной оценке ситуации и осторожных действиях, иначе можно нарушить работу ресурсов.
Александр Григорьев ЦСО "Крокус"