Успех — дело тонкое.
Дальнейшее развитие современного мира определяют технологические лидеры. Стать таковым сложно, но можно, нужно лишь найти свой путь.
Преуспевающие люди, компании и страны всегда вызывают неподдельный интерес окружающих. Билл Гейтс, Энди Гроув и Стив Джобс; IBM, Intel, Microsoft, Nokia, Sony и Samsung; Китай, США, Япония, Финляндия и Южная Корея — список можно еще долго продолжать. Как им удается с каждым новым поворотом судьбы становиться еще более успешными? Где истоки их экономического могущества?
Ответы на эти и сопутствующие им вопросы никак не удается получить в одночасье — это долгий путь проб и ошибок, нахождения своего пути и, самое главное, идеи, способной объединить человеческие массы в единый механизм с целью её достижения. Перефразируя одного из философов, можно сказать, что умные люди учатся на своем опыте, мудрые – на чужом…
А поучиться действительно есть чему и, главное, у кого. В опубликованном списке TOP–10 технологического рейтинга стран мира, по понятным причинам находятся и США, и Япония, на шестом месте оказалась Южная Корея.
Это маленькая страна (500 км в длину, 205 км в ширину) буквально еще 50 лет назад прозябала в страшнейшей нищете: повсеместный голод, нехватка электричества, послевоенная разруха. Сегодняшний день Южной Кореи — шестое место в списке технологических лидеров, несмотря на полное отсутствие в стране каких-либо полезных ископаемых…
В корне этого явления лежат несколько основополагающих факторов. Один из них находится в глубокой древности. Дальневосточная Азия прошлых веков — это арена битв за господство между небольшим количеством государств (Япония, Китай, Корея, Вьетнам, Монголии, Маньчжурии). В такой ситуации, когда нет простора для политических маневров, средневековым правителям приходилось проявлять чудеса политической мысли. Находясь зажатым между Китаем и Японией, был найден путь сохранения своего государства в формальном союзе с … Китаем. Внешне применяя над собой господство «света разума и культуры, сияющего из дворца китайского императора» Корея только выиграла. Она проводила свою внутреннюю политику, направленную на сохранение своей культуры. Тут уместно сравнить Корею с гибкой тростинкой. Показательно, что этот опыт не был забыт.
Следующий фактор, обеспечивающий сегодня лидерство Южной Кореи — духовный. На протяжении многих веков конфуцианство в Корее мирно сосуществовало с буддизмом. Первое являлось опорой государственности и источником разрешения этических проблем, второе давало ответы на вопросы о смысле жизни. Это привело к тому, что в менталитет корейского народа прочно вросли уважение к старшим и образованным, понимание того, что каждый человек должен делать свою работу максимально эффективно и стремление к совершенству во всех областях общественной и личной жизни. Поэтому, когда США в начале ХХ века обратили свое внимание на Южную Корею, ее правители с охотой начали принимать от Америки любую помощь, особенно технологическую.
Превращение Южной Кореи в технологического лидера началось в 70 — 80-е годы, начало чему положил южнокорейский военный переворот 1961года, поддержанный американцами. Пришедший к власти в Южной Корее боевой генерал армии Пак Чжон Ли и его окружение совершенно не желали играть роль марионеток в руках «дяди Сэма». Они не желали видеть свою страну третьеразрядной «банановой республикой»: цель, которую они поставили — создание сильной и богатой Кореи. Дело в том, что Корея с древних времен была сельскохозяйственной страной, и главным занятием в ней было выращивание поливного риса — основной пищи.
Следуя высокой цели, Пак Чжон Ли отложил на время все политические преобразования, сконцентрировался на экономическом развитии страны. Единственный ресурс, который у него был в наличии — корейский народ, его высокая трудовая культура и готовность добросовестно трудиться.
Диктатура Пак Чжон Ли обусловила то, что страна охотно принимала «свет учения». В условиях отсутствия природных ресурсов это было верным решением — таким образом, в страну пришли электронные технологии, машиностроение, судостроение и химическое производство.
В начале своего правления Пак Чжон Ли сконцентрировался на наименее ресурсоемких отраслях экономики — производство сельхозпродуктов, рыбный промысел и легкой промышленности, то есть на отраслях не требующих квалификационной рабочей силы и сложных технологий. К середине 60-х Южная Корея превратилась в огромную фабрику по переработке импортного сырья, работающую на экспорт. В начале 70-х, стал возможен следующий шаг — капиталоемкий, но технологически не самым продвинутым отраслям (машино-, судостроение, химическая промышленность). Затем в середине 70-х последовала автомобильная промышленность и в середине 80-х — электроника.
В то время, ни о каком свободном рынке и речи не было — государственный аппарат вырабатывал стратегию развития, а частные фирмы выполняли приказы. При этом ставка была на создание нескольких многопрофильных концептов, тесно связанных с правительством: так возникли Daewoo, Gold Star (нынешняя LG после слияния с еще одним таким концерном Lucky), Hyndai, Samsung. Грамотная правительственная политика регулировала инвестиции в страну, государственное обеспечение внешних кредитов, заимствование новых технологий и государственный контроль качества привели к тому, что южнокорейские текстиль и автомобили, бытовая электроника и ИТ-продукты являются синонимом качества во всем мире.
Многовековое чувство ответственности за общее дело и ориентацию на производство высококачественных продуктов в Южной Корее выливается сегодня в то, что, к примеру, в компании Samsung Electronics каждый работник обеспокоен тем, как еще более эффективно выполнять свои обязанности и улучшить показатели своего подразделения.
Все это самым естественным образом сказывается на повышении качества выпускаемой продукции, которое, кстати, подтверждается многочисленными наградами, полученными продуктами Samsung Electronics от различных изданий.
Основными направлениями деятельности Samsung Electronics являются:
Device Solution («Полупроводники и ЖК-дисплеи»),
Digital Media («Цифровые медиатехнологии»),
Digital Appliance («Бытовая техника»),
Telecommunication Network («Информационные технологии и телекоммуникации»).
Еще один яркий пример высокого качества южнокорейской продукции — производство техники для ведущих ИТ-компаний мира по ОЕМ-контрактам. На заводах Samsung производили некоторые модели мониторов для IBM, Compaq, Dell, Sun, струйные и лазерные принтеры для Xerox, Lexmark, NEC,Tally и Panasonic… При этом разработка схемотехники также зачастую производится инженерами Samsung под заказанные партнером характеристики.
Статистика — вещь показательная, компания развивалась и продолжает развиваться очень быстрыми темпами: В 2005 году Samsung Electronics впервые обошла своего конкурента из Японии компанию Sony и стала, по данным Interbrand, самым популярным брендом в сфере электроники. В 2006 году в рейтинге журнала Business Week Samsung Electronics заняла 20-е место среди глобальных брендов и второе место среди брендов производителей электроники. В 2007 году Samsung Electronics, обогнав американскую компанию Motorola, стала второй в мире компанией по производству мобильных телефонов. В январе того же года Brand Finance составила рейтинг, в котором бренд Samsung Electronics занял первое место в секторе потребительской электроники. В 2009 году компании удалось обойти Siemens (ФРГ) и Hewlett-Packard (США), получив оборотную прибыль в размере 117,4 млрд долл. и став, таким образом, крупнейшей по этому показателю технологической компанией. В 2011 Samsung смогла выйти на показатель в 300 миллионов проданных мобильных телефонов за один год. Ранее такое удавалось только компании Nokia.
Данные цифры очень живо иллюстрируют значительный рост ИТ-индустрии Южной Кореи и обеспечивают ей место в списке технологических лидеров цифрового мира.
Александр Григорьев ЦСО "Крокус"