Интернет-торговля тянется к триллиону
После снижения темпов роста годом ранее, снова наблюдается интерес россиян к покупкам в интернете. На 21% выросли онлайн-продажи, что составляет 920 млрд руб., а уже в нынешнем 2017 году объем рынка наконец превысит отметку 1 трлн руб. и вырастет до 1,1 трлн руб., прогнозируют эксперты.
Причем, треть рынка заняли иностранные интернет-магазины, среди которых доминируют китайские ритейлеры (продажа товаров в розницу конкретному потребителю). 90% приходится на AliExpress: всех покупок в количественном и примерно половина в денежном выражении.
В исследовательском отчете Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ; объединяет 36 российских ритейлеров, включая «Детский мир», «Юлмарт», Ozon.ru, re:Store, KupiVIP, Lamoda, «М.Видео», «Эльдорадо», «220 Вольт» и др.) и «Почты России» говорится, что по итогам 2016 года объем рынка электронной торговли в России вырос на 21%, до 920 млрд руб. А ранее рост составлял лишь 7%.
Россияне чаще предпочитают делать выбор в пользу зарубежных покупок из интернет-магазинов. Например, в прошлом году импорт посылок, заказанных онлайн, увеличился на 37% или в денежном выражении 301,8 млрд руб., а это 33% всего рынка интернет-торговли в России. При этом количество входящих международных отправлений с товарным вложением в 2016 году выросло сразу на 102%, до 233 млн. АКИТ ожидает, что в 2017 году на товары из-за рубежа россияне потратят уже около 420 млрд руб., а количество входящих отправлений составит около 400 млн штук. На внутреннем рынке число заказов в 2016 году выросло лишь на 6%. Как говорилось выше россияне больше всего товаров покупают в Китае, доля отправлений составила 90%. В то время как из Евросоюза — 4%, а из США — 2%. Однако в денежном выражении на Китай приходится лишь 52%, потому что чеки товаров из этой страны не велики, на Евросоюз - 23%, США — 12%. Большинство покупок в зарубежных магазинах (64%) не превышают стоимости €22, а более 96% не превышают €150, как следует из отчета.
Лидером интернет-ритейлером стал китайский AliExpress. По посещениям он превзошел (с большим отрывом) Ozon.ru — 22,194 млн уникальных пользователей в январе 2017 года против 8,987 млн соответственно, аналитики ссылаются на данные Mediascope. Замыкает тройку сайт ритейлера «Эльдорадо» — 7,564 млн посетителей.
Генеральный менеджер «Ситилинка» Михаил Славинский говорит, что в 2016 году рынок показал динамику лучше ожидаемого. По его мнению, ключевой тенденцией стал уверенный рост доли интернет-торговли в общем обороте непродовольственной розницы. «Пока традиционный офлайн раскачивается, онлайн прирастает уверенными темпами. Произошло это за счет активного развития некоторых сегментов e-commerce — в том числе fashion и DIY (do-it-yourself; товары для дома и сада, строительные и отделочные материалы)», — говорит он. Господин Славинский наблюдает у потребителя «обнадеживающие тенденции к накоплению», но подчеркивает, что рынок 2016 и 2017 годов — «это все еще рынок цены, которая является основным критерием выбора покупателя».
Александр Григорьев ЦСО "Крокус"