Интернет в Китае.
Китай является страной с наибольшим числом интернет-пользователей. Регулярно пользуются интернетом примерно более 590 миллионов человек.
Очень долгое время в Китае не придавали значения Интернету как средству национальной и международной коммуникации, отдавая предпочтение EDI-сетям, которое удовлетворяло требования китайских властей по управлению и контролю. Но стремительное развитие информационных технологий и появление целого сектора новых услуг базирующегося на Интернет-коммуникациях, вынудили китайское руководство пересмотреть свое отношение к Всемирной сети и приступить к формированию собственной научной и технологической базы для создания Интернет-приложений.
Всемирная сеть интернета в Китайской Народной Республике появилась в 1994 году. А к 2011 году в стране насчитывалось уже 513 миллионов пользователей интернета.
Согласно проведенному первому статистическому опросу в 1997 году Китайским центром по сетевым информационным технологиям CINIC (China Internet Network Information Center), в Китае подключённых к Интернету компьютеров было около 290 тысяч, а число пользователей 620 тысяч человек, 4066 зарегистрированных доменных имён и 1500 веб-сайтов.
Последний 32-й отчет CINIC, на конец 2013 года, о состоянии дел в китайском сегменте мировой паутины показал следующее:
- Число пользователей Интернета в КНР достигло более 590 млн человек.
- Уровень проникновения Интернета составил 49%. Китай догнал Америку по количеству пользователей интернета.
- 95% всех абонентов используют высокоскоростное соединение – наиболее распространенный вид подключения к интернету. Самыми крупными провайдерами сети интернет стали China Telecom, занимающий 48% всего рынка и China Unicom представляющий 16% рынка, а так же China Mobile представляющий 11% рынка соответственно. Эти провайдеры обеспечивают своим пользователям возможность домашнего подключения и все возможные услуги интернета, услуги сотовой связи, в том числе WAP, а также при помощи EDGE мобильный интернет.
- 70,6% пользователей заходили в интернет с настольных систем, 45,9% пользователей соединялись с помощью ноутбуков. Эти показатели год от года понижаются за счет роста соединения через мобильные устройства (планшеты или смартфоны).
- Число пользователей мобильного интернета достигло 460 млн человек, что составило 75%.
- Число пользователей мобильного интернета, совершающих покупки в онлайновых магазинах, увеличилось на 7 %.
- Количество пользователей, совершающих онлайн-платежи выросло на 5,2 %.
- Число пользователей онлайн-банкинга увеличилось на 5%.
- Онлайн-покупателями стали 242 млн человек.
- Китайские интернет-магазины давно стали нарицательным обозначением огромного ассортимента и низких цен. Многие интернет-пользователи успели оценить справедливость этого мнения. Более 25% китайских покупателей уже приобретали товары через сайты социальных сетей, отметили, что они отслеживают информацию о брендах и розничных компаниях через социальные сети, что превышает 38%-ную долю респондентов в России, которые дали аналогичный ответ на этот вопрос.
- Китайские пользователи в целом более активно вовлечены в социальные сети: 57% респондентов.
- Сегодня в больших городах Китайской Народной Республики открыто множество сетевых баров и интернет-кафе. К обслуживающему персоналу интернет-кафе предъявляются очень строгие требования. Например, при приеме на работу в качестве администратора необходимо представить паспорт и прописку. А также в Китае принято сохранять фотографии всех, кто посещает интернет-кафе. По мнению правоохранительных органов, эти меры необходимы в целях охраны безопасности и правопорядка. По статистике отчета количество пользователей, посещающих сеть через интернет-клубы, кафе и со школьных компьютеров тоже существенно сократилось — на 5,5% и 3% соответственно.
Самые популярные сайты в Китае:
1) www.baidu.com Главный поисковый сервер Китая.
2) www.qq.com Информационно развлекательный сервер.
3) www.sina.com.cn Информационно развлекательный портал.
4) www.google.cn Китайская версия поискового сервера.
5) www.163.com Информационно развлекательный сервер.
6) www.taobao.com Крупнейшая интернет площадка для ведения торговли.
7) www.yahoo.com Информационно поисковый сервер.
8) www.youku.com Бесплатный хостинг видео фаилов, различные дополнительные сервисы.
9) www.sohu.com Информационно развлекательный сервер.
10) www.yahoo.com.cn Информационно поисковый сервер.
Огромное внимание в Китае уделяется контролю за соблюдение государственной безопасности в сети интернет. В целях цензуры, в КНР очень внимательно следят за использованием иностранных сайтов внутри страны. Веб-страницы иностранных сайтов строго проверяются чиновниками, фильтруются по ключевым словам, сверяются по «чёрному списку» адресов сайтов, а также по результатам поисковых систем. Для этого используют иностранные поисковые машины, работающие в Китае, включая Google, Yahoo и Microsoft.
Что же касается местных сайтов, то их содержимое также контролируется, и они всегда проходят предварительную регистрацию в Министерстве промышленности и информационных технологий. Это позволяет соблюдать законность, государственный контроль за соответствующими сайтами сети интернет и выявить автора незаконного содержимого. С 1 января 2010 года вступили в действие правила относительно музыки, выкладываемой на китайских сайтах. Согласно этим правилам, все иностранные песни необходимо будет перевести на китайский язык. Текст перевода должен быть представлен в китайский Минкульт, который обещает тратить на принятие решения по песням не более 3 дней. При этом музыка, которую сочиняют и выкладывают в сеть отдельные пользователи, цензуре подлежать не будет. По мнению правозащитников, этот закон привел к значительному сокращению частных сайтов, у которых естественно нет лицензии на коммерческую деятельность.
Вот такое оно «Китайское чудо»…
Александр Григорьев ЦСО "Крокус"