ИСТОРИЯ MAIL.RU
Mail.ru это крупный информационно-развлекательный портал, который весьма популярен среди пользователей Рунета. Он включает в себя интернет-службы —почты, поиска, социальной сети «Мой мир», облачного сервиса, мессенджеров «Агент Mail.ru» и ICQ. Именно с создания Почты Mail.ru начинается история интернет-портал.
Mail.ru принадлежит технологической компании VK. По данным TNS на июль 2016 года, ежемесячная аудитория портала составляла 54,9 миллиона человек без учёта ботов. По данным Alexa, на февраль 2022 года ресурс занимал 58-е место по популярности в мире и 5-е — в России.
История Mail.ru тесно связана с американской компанией DataArt (разработчик софта), созданной Евгением Голандом. Под его руководством работал Алексей Кривенков, написавший совместно с другими программистами движок для электронной почты, который изначально не планировалось продвигать в России. Но по стечению обстоятельств, Кривенкову пришлось вернуться в Санкт-Петербург, откуда он продолжил свою работу на DataArt.
Алексей Кривенков (Москва) 1999 год
В 1997 г. Алексей Кривенков и его небольшая команда принимают решение о создании почтового сервиса в России. Заручившись поддержкой Голанда, они выкупают домен mail.ru за 500 долларов, а в ноябре 1998 г. открывают почтовую службу Mail.ru, которая, к их удивлению, начинает набирать популярность среди пользователей.
Благодаря американским коллегам, им удаётся получить значительные инвестиции – около 1 млн. долларов. Проект продолжает развиваться – менее чем за год численность пользователей достигает отметки в несколько десятков тысяч.
А дальше – борьба с основным конкурентом Chat.ru, которая закончилась победой в пользу команды Кривенкова. Ставка была поставлена на развитие сервисов и технологическую составляющую, в то время как Chat.ru получил репутацию веб-сайта, который постоянно «падает».
Апрель 1999 г. – создаётся ЗАО «Порт.ру» (Port.ru), капитализация которого к сентябрю этого же года достигла 4,6 млн. долларов, а его генеральным подрядчиком, конечно же, стала компания DataArt.
Во второй половине 1999 г. Port.ru приобретает домен Internet.ru, назначение которого формирование имиджа владельца бренда. Но впоследствии он закроется, а именно в 2001 г.
Следующая покупка – сайт Music.ru за 50 тыс. долларов, вокруг которого уже в следующем году возникли серьёзные разногласия. А дело было так: Port.ru, уже владеющий доменным именем, решил отказаться от услуг Ходакова и Соколовой (создатели Music.ru), приступив к разработке по этому адресу уже собственного проекта. А последние, в свою очередь, считали, что за эту сумму Port.ru выкупили у них лишь четверть проекта, а позже будут внесены инвестиции для его развития в аналогичной сумме. Но планы Port.ru были иными, а отсутствие соглашения между двумя сторонами не могло этому помешать. В итоге Ходаков и Соколова забирают движок и своё содержимое, перейдя на новый домен Zvuki.ru.
Приезд Голанда в Россию в 2000 г. закончился изменениями первых лиц в штате компании. Кривенков, занимавший должность исполнительного директора, становится директором по развитию. Но уже в конце лета он вообще покидает ряды компании, продав свою долю Юрию Мильнеру. Интересно, что сумма сделки не разглашалась, но по заявлению Кривенкова, этой суммы ему хватило на 10 лет жизни.
В этом же году весной директор по маркетингу Port.ru – Мария Черницкая уходит в DataArt. Дальше шумные скандалы с уходом вице-президента по развитию Никиты Корзуна, директора департамента электронной коммерции Андрея Табуринского, который забрал с собой хороших специалистов. В этот период электронно-коммерческий курс Port.ru временно приостановлен.
Но в это время происходили и положительные изменения: летом 2000 г. был открыт сервис News.port.ru, осенью у IBM закуплено мощное серверное оснащение. Численность зарегистрированных пользователей Mail.ru достигла отметки в 1 миллион, а результат был занесён в Книгу рекордов России.
В начале 2001 г. Port.ru и netBridge (глава Мильнер) объединяются в равнозначных долях. Но со временем акционеры Port.ru отходят от бизнеса, который переходит в руки New Century Holdings, Юрия Мильнера и Фингера.
В конце 2001 г. новые акционеры решают отказаться от многих брендов, отдав все силы в развитие наиболее популярного – Mail.ru, генеральным директором которого становится Дмитрий Гришин.
В 2002 г. пополнилось количество доменов почтовой службы – кроме mail.ru появились bk.ru, list.ru, inbox.ru.
В 2003 г. на портале появляется поиск, использующий технологию Google WebSearch. Дальше открывается Софт@mail.ru – каталог софта с рейтингами и обсуждениями ПО. Тогда же в открытый доступ выложена 1-ая версия мессенджера – Mail.ru Агент.
Начало 2004 г. запуск мобильных сервисов –
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
, а также проекта по недвижимости
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
(позже переименован в Недвижимость@Mail.Ru).
Октябрь 2004 г. – количество зарегистрированных почтовых ящиков достигло 20 миллионов. Почтовый сервис Mail.ru получает звание лучшей почты Рунета.
Много новых проектов запущено в 2005 г., а именно: Фото@mail.ru – для создания своих архивов фотографий, Блоги@Mail.Ru,
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
и Жуки (многопользовательские онлайн-игры). Дальше открываются сервисы «Хостинг» и «Энциклопедия», платёжная система Деньги@Mail.Ru. В завершении 2005 г. портал пополняет обновлённый проект Афиша@mail.ru
В 2006 г. появляются новые удачные проекты: Игры@mail.ru, Обучение@Mail.Ru и Ответы@mail.ru, Карты@Mail.Ru и Видео@Mail.Ru. В этом же году создаётся социальная сеть Одноклассники.
В начале 2007 г. холдингом Naspers куплено 30,7 % акций Mail.ru, а сумма сделки была действительно внушительной 165 млн. долларов. В конце этого же года Naspers увеличивает свою долю ещё на 2,6 % за 26 млн. долларов, а сама компания Mail.ru оценивается в 1 млрд. долларов.
По результатам 2007 г. чистая выручка Mail.ru составила 55,8 млн. долларов, из них 68 % пришло от медийной рекламы, 14 % — от контекстной рекламы.
Согласно статистике (TNS, ноябрь 2008 г.), ежедневная численность пользователей порталом Mail.ru взлетела до отметки 6,1 млн. человек. Июнь 2009 г. — 18,6 млн. человек, а это второе место после IT-гиганта Яндекса.
В середине 2009 г. компания выходит на рынок онлайн-игр, а в декабре покупает компанию Astrum Online Entertainment, которая занимается производством компьютерных игр. Подробности сделки не раскрываются, но компания сразу же начинает работать под брендом Mail.ru.
Снова отличные показатели – выручка за 2009 г. увеличивается и составляет 126,4 млн. долларов. Весной 2010 г. Mail.ru завоёвывает награды сразу в нескольких категориях и признаётся лучшей компанией, производящей игры (по версии КРИ 2010).
В 2011 г. компания отказывается от сотрудничества с Яндексом, прекращая принимать Яндекс.Деньги при оплате онлайн игр. Пользователям предлагается совершать оплату через платёжные сервисы Mail.ru, PayPal или с мобильного счёта.
К слову, подобная ситуация между конкурентами сложилась не впервые. В 2009 г. Mail.ru отказались от поисковой системы Яндекс, предложив свой собственный поисковик.
В 2013 г. запускается Облако Mail.ru. Тогда же игра Warface устанавливает рекорд Гинесса по численности одновременно играющих пользователей.
2015 г. – приложение Maps.Me (бесплатные онлайн-карты с навигацией) и ОК.Ru становятся одними из лучших приложений в Google Play.
В 2018 г. Mail.Ru Group представила пользователям обновлённый дизайн Почты и самого портала Mail.ru.
2019 г. – Search.Mail.ru занимается третье место среди наиболее популярных поисковых систем в России, значительно уступая бесспорным лидерам Google и Яндекс, но опережая при этом Rambler.
В ноябре 2019 года запущен «Дом Mail.ru» — проект обо всех этапах взаимодействия с домом.
В ноябре 2018 года Mail.ru Group начала писать программу голосового помощника «Маруся», конкурента с «Алисой» и «Кортаной». В марте 2019 года её продемонстрировали премьер-министру России Дмитрию Медведеву и 13 июня вышла версия для Android.
В апреле 2020 года в составе почтового сервиса Mail.ru Group начал работать сервис видеозвонков «Видеозвонки Mail.ru».
В нужный момент руководители компании чётко определили направление бренда – они постоянно идут вслед за развитием интернета. Когда пользователям стала интересна коммуникация в сети, они предложили почту, дальше развлечения в виде компьютерных игр... Компания стремится удовлетворить потребности своей аудитории с помощью новых проектов.
В отличие от своего главного конкурента Яндекса, Mail.ru выбрал сервисно-медийную модель бизнеса, а не поисковую. В итоге, он успешно занимает лидирующие позиции в своей нише.
Александр Григорьев ЦСО "Крокус"