День, когда робот впервые убил человека
В Праге 25 января 1921 года состоялась премьера научно-фантастической пьесы Карела Чапека «R. U. R.» («Россумские универсальные роботы»). В ней роботов называют искусственными человекоподобными существами, которые предназначены выполнять работу вместо человека. По ходу действия пьесы роботы восстают и убивают людей на планете. А по окончанию пьесы двое роботов обнаруживают способность любить. Можно смела сказать, что в этот день мир впервые познакомился с роботами.
Сцена из пьесы - восстание роботов
Почти сразу после выхода пьесы слово «robot» прочно вошло в английский, а затем перекочевало и в другие языки. Само слово «робот» происходит от чешского «robota».
Символично, что спустя 58 лет именно в тот же день, 25 января 1979 года робот впервые убил человека. Это произошло в США на заводе по изготовлению автомобилей Ford. Жертвой машины стал 25-летний Роберт Вильямс. Заметив, что робот, подающий детали, стал работать слишком медленно. Роберт пошел, чтобы взять нужный предмет самостоятельно, и в этот момент механическая рука ударила его по голове - мгновенно убив рабочего. Семья погибшего отсудила у производителя машины Unit Handling Systems 10 миллионов долларов.
Конечно, тот случай можно списать простую аварию на производстве. Однако, теперь люди серьезно задумывались о том, как обезопасить себя от насилия со стороны роботов.
Можно сказать - появилась теория этики роботов. Еще в 1942 году Айзек Азимов в одном из рассказов сформулировал Три закона робототехники:
- робот не может действием или бездействием причинить вред человеку;
- робот должен исполнять приказы, если это не причинит вреда человеку;
- робот должен заботиться о своей безопасности, если это не противоречит двум первым законам.
С появления автомобилей с автопилотами вспомнили и о робоэтике. Производители умных машин, разумеется, в один голос говорят о безусловной ответственности водителя, даже если он передал управление компьютеру. Однако скоро электронным пилотам придётся решать задачи вроде такой: врезаться в группу людей или же отправить машину в отбойник и рискнуть жизнью своего хозяина. Конечно, можно предположить, что разработчики придумают какой-то «безжертвенный» принцип или с минимальным количеством жертв, но максимально нейтральный этически. Остаётся только надеяться, что компьютерные водители окажутся умнее живых и смогут избегать аварий.
Александр Григорьев ЦСО "Крокус"