Фантастический взлет.
«Yahoo!» сегодня — одна из самых успешных и прибыльных Internet-компаний, самый популярный сетевой портал в мире. Уйма информации, множество сервисов, более миллиона посетителей в день. А ведь началось все с Web-сайта двух американских студентов, отлынивавших от написания дипломной работы…
В былые времена слово «Yahoo!» (в переводе с английского — «деревенщина»), относящееся к какому-либо человеку, всегда вызывало негативные эмоции – грубый, безграмотный, неотесанный мужик. Сегодня же это слово ассоциируется с одной из самых успешных Internet-компаний, с самым крупным сетевым порталом. Быть одним из «Yahoo!» — модно и престижно и заслуга в этом основателей одноименного Internet-портала Дэвида Фило и Джерри Янга.
Процесс возникновения идеи «Yahoo!» достаточно красноречиво описывает пословица: «Кот из дому — мыши в пляс». В один прекрасный день руководитель дипломного проекта двух студентов Стэнфордского университета Дэвида Фило и Джерри Янга уехал на семинар в Италию, а ключи от лаборатории, компьютеры которой имели доступ к Internet, оставил своим подопечным. Студенты, попав на просторы виртуального пространства, совсем забыли про научные догмы и ринулись изучать Сеть. Остальное, как они сами говорят, — уже история.
«Мы попали в Internet, – говорит Фило, – когда она только начинала развиваться. Мы бродили по Сети. Находили массу интересного и полезного. Очень часто случалось так, что я спрашивал Джерри: «Ты не помнишь, какой адрес у той классной страницы, которую мы смотрели вчера?» И, конечно же, мы не могли вспомнить, а новые поиски могли занять несколько часов. Вот тогда-то и пришла нам идея создать список самых интересных страниц, который первоначально назывался: «Путеводитель Джерри по World Wide Web». Позже этот список трансформировался в небольшую структурированную по категориям базу».
Первыми пользователями базы гиперссылок, именуемой на тот момент уже «Путеводитель Джерри и Дэвида по World Wide Web», стали друзья стэнфордских студентов. Янг вспоминает: «Наша база была действительно интересной вещью. И сами того не замечая, мы стали проводить над ней все больше и больше времени».
Первоначально путеводитель располагался на университетской рабочей станции Янга, в то время как поисковая машина размещалась на компьютере Фило. Машины назывались «акебоно» и «конишики» в честь легендарных гвардейских бойцов сумо. Впоследствии у пользователей базы эти слова стали почти тождественны понятиям — «это классно», «это стоит посмотреть».
С базой, доступной через Web, стали происходить странные для Янга и Фило вещи. «Путеводитель Джерри и Дэвида по World Wide Web» нигде не рекламировался, но количество посетителей Web-страницы, на которой он размещался, удвоилось за первый месяц существования базы и продолжало удваиваться чуть ли не еженедельно. Уже в ноябре 1994 года армия пользователей составила порядка 170 тысяч человек в день. И тогда системные администраторы Стэнфордского университета попросили убрать путеводитель с рабочей станции университета — огромное количество посетителей этой страницы не позволяло нормально функционировать всей университетской системе.
В один прекрасный летний вечер 1994 года, после двадцатичасового рабочего дня. Джерри Янгу пришла идея: «А не переименовать ли нам наш путеводитель в «Yahoo!»?» Фило поначалу не был в восторге от нового названия, но позже он сказал: «Я благодарен Джерри за то, что он сумел меня переубедить, ведь «Yahoo!» оказалось самым подходящим названием для нашего портала». Как объяснил Янг, «Yahoo!» — это не просто клич, это аббревиатура от Yet Another Hierarchical Oracle (пародия на название UNIX- программы YACC, «Yet Another Compiler Compiler»).
В апреле 1995 (точной даты основатели «Yahoo!» даже не могут припомнить) ребятам пришла идея начать зарабатывать деньги на своем хобби. И тут оказался полезным друг Джерри студент Гарвардского университета Тим Бради, который в перерывах между парами написал бизнес-план для воплощения проектов Янга и Фило. «У Тима было столько идей и маркетинговых акций относительно «Yahoo!», что мы ему предложили должность директора по маркетингу, и он согласился», – вспоминает Фило.
Первого августа 1995 года на рынке Internet-индустрии появилась новая компания «Yahoo!», которая в скором времени взбудоражила своим стремительным ростом весь мировой рынок информационных технологий.
Не удивительно, что ресурс Дэвида и Джерри, привлекавший миллион посетителей за неделю, буквально сразу же получил $1 мил инвестиций от венчурного фонда Sequoia Capital. В 1995 компания ape Communications, уже успевшая на то время прославиться своим браузером Netscape Navigator, предоставила «Yahoo!» более мощное оборудование — четыре рабочие станции Silicon Graphics, четыре ПК Pentium и телефонную линиюТ3. На Янга и Фило посыпались и предложения о новом хостинге, и даже о покупке компании.
В октябре 1995 года в заголовках многих газет можно было прочитать: «AOL положила глаз на «Yahoo!», «AOL покупает «Yahoo!»». Все это было лишь предположения журналистов, ищущих сенсаций, но, как говорится, дыма без огня не бывает. Ведь в то время «Yahoo!» была одной из самых перспективных и стремительно развивающихся компаний.
В начале 1996 года основатели «Yahoo!» решили нанять на работу грамотного управляющего. Им стал Тим Кугл, который до этого уже возглавлял несколько ИТ- компаний. « Когда я впервые встретил Дэвида и Джерри, — говорит Кугл, — я был чрезмерно удивлен: они не знали основных законов бизнеса, но основываясь на своей интуиции, управляли компанией грамотно».
С Тимом Куглом во главе 12 апреля 1996 года «Yahoo!» начала торги своими акциями на бирже. С этого дня начался фантастический успех Internet-портала. За один день акция компании возросли в цене с $13 до $43, это был один из крупнейших по масштабу финансовых взлетов в истории Nasdaq. Вся страна буквально каждый день следила за курсом акций «Yahoo!», который постоянно рос.
Из примитивной базы данных всего лишь за четыре года «Yahoo!» превратился в мегапортал, в мощнейшую поисковую машину, в Internet-компанию, принесшую десятки миллионов прибыли своим основателям. Годовой доход «Yahoo!», составляющий в 1995 году $1,6 млн, к 1999 году вырос до $588 млн. А количество штатных работников компании составляет 2000 человек. В финансовом отчете за 1999 год управляющий «Yahoo!» Тим Кугл отметил: «Наша компания на сегодняшний день является мировым лидером в сфере коммуникаций и электронной коммерции, самой масштабной медио-платформой, и мы 2000 году приложим все усилия, чтобы она таковой и оставалась».
Дальнейшее направление развития компании несколько изменилось. Со временем это был уже не просто мегапортал. «Yahoo!» стал сообществом людей, для которых Сеть является неотъемлемой частью жизни. Здесь они знакомились с новыми людьми, находили полезную информацию, изучали последние технологии, мастерили свои Web-сайты, строя будущее Internet… А первые кирпичики в этом строительстве заложили основатели «Yahoo!» Джерри Янг и Дэвид Фило, люди имена которых золотыми буквами вписаны в книгу истории Internet.
Но настоящей угрозой для Yahoo! стала молодая компания Google. У Google была революционная технология, полная сосредоточенность исключительно на поиске и четкое видение будущего. Все это привело к тому, что сегодня подавляющая часть рынка принадлежит именно компании Сергея Брина и Ларри Пейджа. А Yahoo! играет роль догоняющего, который постоянно отстает еще больше.
Мало кому нравится доминирование Google на рынке. Поэтому конкуренты все время ищут новые пути для того, чтобы свергнуть лидера. Microsoft не первый год пытается получить лидерство в сети интернет. А потому нет ничего удивительного в том, что Microsoft старается приобрести «Yahoo!», вместе со всем ее персоналом и активами. Это слияние, несомненно, могло бы упрочить позиции компаний в конкурентной борьбе против Google.
Первое предложение покупки Microsoft(ом) «Yahoo!» было сделано в феврале 2008 года Стивом Баллмером, по 33 доллара за акцию, то есть за 46,6 миллиарда долларов. Но после нескольких месяцев раздумий «Yahoo!» ответил отказом, несмотря на то, что предложение пришлось по вкусу многим акционерам «Yahoo!». Джерри Янг, явно не хотел продажи. А потому выдвинул требование, согласно которому MS должна была заплатить по 37 долларов за акцию. Баллмер ответил отказом. Затем капитализация «Yahoo!» резко упала под воздействием мирового кризиса. И Microsoft сделала новое предложение, на что опять получила ответ «нет».
На фоне всего этого разгорелся нешуточный спор между акционерами компании и сторонниками Янга. Как бы то ни было, но сделка не состоялась. А Джерри Янг покинул пост CEO компании. Из кризиса ее вытаскивал другой руководитель. Но это уже не так важно.
Александр Григорьев ЦСО "Крокус"