Евгений Касперский: «Количество умных вещей превысило популяцию человека на Земле»
На Международной промышленной выставке ИННОПРОМ-2017 в июле прошел круглый стол «Незвездные войны: с мышкой против завода», посвященный кибербезопасности промышленных объектов. Генеральный директор и основатель «Лаборатории Касперского» вместе с приглашенными экспертами обсудил аспекты кибербезопасности и спонтанно прочитал гостям ИННОПРОМ лекцию об уязвимости в цифровых технологиях.
«Иногда мы даже не понимаем, насколько мы зависим от цифровых штучек. Если посмотреть вокруг — сколько в зале устройств подключены к сети, кроме телефонов и компьютеров. (Считает). Раз, два, три… Недавно с большим удивлением для себя узнал, что когда я путешествую и останавливаю в отелях, там есть такой умный девайс — дверь, к ней есть электронная карточка».
Из зала тут же замечают, что такими онлайн-замками можно управлять удаленно.
«Да!» — восклицает Евгений Касперский.
«И когда мне иногда говорят, что наше производство отключено от интернета, я говорю: «Хорошо, вы пришли к себе в офис. Открыли карточкой одну дверь, потом — вторую, и если есть допуск, то даже третью. И перед вами турбина. И вы до сир пор уверены, что она отключена от интернета? А как вы туда попали?».
«Самолет (на который я опаздываю) — это еще один пример работы Интернета вещей. Мне один знакомый пилот рассказал: «Знаешь, чем отличается «Боинг» от «Эйрбаса»?» — «В «Боинге» пилот важнее компьютера». А вы в машине ездите, и вы думаете, что вы сами рулите, если у вас более или менее современный аппарат?
Интернет вещей, «умные» девайсы — это хорошая, правильная вещь. Года два назад произошло показательное событие — количество «умных» вещей превысило популяцию человека на Земле. Мир становится умнее. Если верить ученым, то человек — это довольно древняя технология, она «спроектирована» примерно полмиллиона лет назад — ей на пенсию пора. «Умные» вещи лучше и надежнее, дешевле, быстрее в производстве. Они не спят, не требуют зарплаты, совершают гораздо меньше ошибок. Нет никаких проблем с декретным отпуском. Но есть маленькая проблемка — безопасность.
В английском есть два термина, означающие безопасность — safety и security. Первое — это резиновый коврик в ванной, чтобы не навернуться, а второе — забор вокруг дома. Произошла смена парадигмы. Раньше можно было гарантировать самую высокую security — поставить забор и автоматчика с собакой, но был очень высокий риск человеческого фактора. Ошибка в основном совершалась человеком внутри, было мало угрозы от того, кто пришел снаружи. Сейчас все наоборот — внутри умный автомат практически не совершает ошибок, но зато есть риск того, что кто-то залезет снаружи и вам все поломает. Это очень неприятно, потому что это возможно везде. Например, в энергетике. Что произойдет, если отключится электричество? А если надолго, и смартфон надо заряжать, а не от чего? Катастрофа! Фотку в «Инстаграмм» выложить невозможно! Второе — транспорт. Далее — финансы, медицина, производство, и все-все остальное, что зависит от цифры.
К сожалению, цифровые технологии пока небезопасны. Поэтому у нас много работы впереди. Я рад видеть такое большое количество народу в зале — это значит, что у нас большие перспективы. Это говорит о том, что индустриальная безопасность находится под пристальным вниманием (к счастью) хороших мальчиков, но, к несчастью, и плохих тоже. Но есть надежда, что мы спасемся, хотя для этого нужно много работать. Переделать нужно практически все, и многое — с нуля. Чем хорошо в России — тут много толковых мозгов и рук, которые могут сделать это в киберпространстве. В других странах с этим немножко сложнее. Значит, придется им тоже помогать. Это уже тема следующего года — экспорт услуг по индустриальной безопасности. Почему бы и нет?! Это огромный потенциал для развития российского бизнеса».
Александр Григорьев ЦСО "Крокус"