Сатья Наделла − три года у руля Microsoft
Почему сегодня стоимость акций компании напрямую зависит от проводимых Сатья Наделла культурных изменений? А что мы, собственно говоря, вообще знаем о «Microsoft»? А что произошло за последние три года, когда ею руководит Сатья Наделла? Вот и давайте «преоткроем» этот вопрос.
Для компании этот период был благоприятным. Будем надеяться, что и в дальнейшем у Microsoft все будет замечательно.
«Лидеры не должны постоянно дергать и пугать своих подчиненных. Их задача − обеспечить все условия для решения коллективом сложных проблем», − сказал Наделла в недавнем интервью изданию USA TODAY. − «Если люди делают что-то из страха, то фактически невозможно говорить о сколько-нибудь значимых инновациях, которые они могли бы сделать на основе собственного желания».
Как бы то ни было, но политика Наделла за три года его руководства позволила увеличить стоимость акций Microsoft почти вдвое.
Проводимые Наделла в Microsoft культурные изменения, являются частью задуманного им более широкого общего преобразования, которое призвано «переместить компанию от своего атрофирующегося прошлого, основанного на лицензируемом ПО, к сияющему облачному будущему».
Вторая часть стратегии заключается в постоянной покупке новых компаний. С Наделла Microsoft уже сделал несколько десятков приобретений, например, покупка социальной сети LinkedIn за $26 млрд.
Третья часть подразумевает усиление существующих команд, которые разрабатывают передовые технологиями. Но самое главное, по мнению Сатья Наделла, успех сводится к благоприятному внутреннему климату, создаваемому в Microsoft.
«Если вы не сосредотачиваетесь на создании культуры, которая позволяет людям делать их самую лучшую работу в жизни, тогда вы ничего не создали», − говорит Наделла.
Начиная с основания в 1975 г., Microsoft долгое время находилась на гребне растущей волны славы. Но 2000-е годы стали совершенно другими, Microsoft изо всех сил пыталась не отставать от новых тенденций и продуктов, − обращаясь то к смартфонам, то к социальным сетям.
«Когда я присоединился к компании в 1992 г., мне говорили, что ее миссия заключается в том, чтобы поставить десктоп в каждом доме. К концу десятилетия мы сделали это, по крайней мере в развитом мире», − говорит Наделла. − «Но меня всегда беспокоило, не перепутали ли мы тогда понятие устойчивой миссии с временной целью».
«Теперь», − говорит он, − «когда я принимаю какое-либо решение о запуске нового продукта или наборе новой команды, я прежде всего думаю об истинных целях этих действий и их дальнейшем влиянии на культуру компании».
В качестве примера Наделла приводит слова своего бывшего босса в Microsoft Дуга Баргама, а сегодня − губернатора Северной Дакоты: «Если Вы собираетесь проводить больше времени на работе, чем со своими детьми, то у вас, по крайней мере, должны быть для этого серьезные основания».
«Лично для меня тогда это стало поворотным моментом в работе», − говорит Наделла. − «Неудержимое рвение к лицу, может быть, выпускникам колледжа. Они бесстрашны. При найме они говорят − я имею пять предложений. Почему я должен присоединиться именно к вашей компании? В более старшем возрасте начинаешь работать более осознанно».
За время своего руководства Наделла ввел изменения, среди которых − периодические ежемесячные выступления, которые смотрят 120 тыс. сотрудников Microsoft во всем мире.
Чтобы лучше понять потребности корпоративных клиентов старшие исполнительные чиновники компании теперь больше путешествуют по всему миру. Один из них, Скотт Гатри руководитель направления «Cloud and Enterprise», то и дело приоткрывает методику − «Да, мы признаем, что у других компаний могут быть лучшие способы делать какие-то вещи. Но мы всегда говорим потенциальным клиентам − вот то, как это делаем мы в Microsoft».
14-летний ветеран компании Кэтлин Хоган, глава службы HR добавляет − «Раньше у нас было больше неподвижного мышления, потребности все знать и выглядеть умными. Соревнование между людьми было скорее внутренним, в компании, и оно должно было уступить место соревнованию с внешним миром».
По мнению Наделла Microsoft должна быть одной из ведущих компаний в следующей IT революции, связанной с облачными вычислениями, искусственным интеллектом и дополненной реальностью.
Запущенный осенью 2016 г. чат для рабочей группы Microsoft Teams стремится перехватить инициативу у офисной коммуникационной системы компании Slack. Microsoft объявила также о новой инициативе Healthcare NExT, которая призвана за счет передовых IT улучшить уход за больными и предоставить врачам новые инструменты.
Компания по прежнему, сохраняет своё положение на рынке ПО, но заметно разворачивается и к новым направлениям. Доходы от лицензирования неуклонно сокращаются, поскольку Microsoft вынуждена переходить к менее выгодной облачной подписной модели. Растущее число мощных игроков в сегменте облачных решений означает жесткую конкуренцию за корпоративных клиентов.
Но у Microsoft всегда есть достаточно предложений для этой категории клиентов. Билл Гейтс говорит, что «амбициозные планы Microsoft станут ключевыми для ее успеха».
«Мне нравится работать с Сатья», − сказал Гейтс, − «R&D персонал, которому он уделяет большое внимание и которому придает решающее значение, действительно является большой силой компании».
«Сегодняшний глава Microsoft имеет чувство ответственности, которое сосредоточено не только на следующем квартальном отчете компании, но и на наследии, которое он оставит после себя» − в заключение написала USA TODAY.
Сам Наделла формулирует это следующим образом − «Организации должны определять свою успешность не в течение срока пребывания в должности очередного СЕО. Если компания разваливается после ухода руководителя, это означает, что ему не удалось сделать ее устойчивой».
Александр Григорьев ЦСО "Крокус"